Анатомия велосипеда


Рама велосипеда.

Рама – это самый важный элемент в велосипеде, на ней крепится все оборудование. Современные рамы изготавливают из сплавов стали), алюминия, титана, самые дорогие рамы сейчас как правило делают из композитных материалов (карбона).На раме расположен металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель, он называется «петух», бывает съемным и несъемным, съемный при поломке легко меняется.

Руль.

Рули бывают прямыми, изогнутыми, шоссейными (бараньи рога). На прямые рули часто ставят "рога" (ручки по краям руля).

Грипсы.

Ручки надеваемые на руль для удобства управления - резиновые, паралоновые, гелевые и т.д.

Вынос руля.

Во многом, определяет посадку велосипедиста. Подбирая длину и подъем выноса можно принять как прогулочную (почти вертикальную), так и скоростную - более низкую и аэродинамичную посадку. Существуют регулируемые модели.

Рулевая колонка.

Механизм с двумя подшипниками, который обеспечивается поворотное соединение вилки и рамы.

Манетки (шифтеры).

Центр управления велосипедом, ручки переключения скоростей и тормозные ручки. Бывают с рычажками или «твистеры» которые крутятся вокруг руля.

Передний переключатель.

Механизм обеспечивающий переход цепи по звездам системы. Приесоединен к манеткам с помощью системы тросов. Передний переключатель - один из самых неприхотливых механизмов в велосипеде.

Задний переключатель.

Устройство обеспечивающее переключение передач сзади, цепь перебрасывается на разные звезды кассеты и таким образом подбираются разные передачи. Приесоединен к манеткам с помощью системы тросов. Это, довольно хрупкий механизм, который в силу конструктивных причин постоянно открыт воде и грязи, поэтому, он требует постоянного ухода, иначе четкость переключения может нарушиться.

Система тросов.

Отходящие от манеток тросы, передают усилие от рук велосипедиста к тормозной системе (не на всех моделях) и переключателям скоростей. В современном велосипеде, как правило, насчитывается два или четыре троса - к переднему и заднему тормозу и, к переднему и заднему переключателю скоростей. Существует модели тормозов, где тросы заменены на гидравлические линии, где наполнителем является специальное масло передающее усилие за счет давления поршня в тормозных ручках.

Тормоза.

Один из важнейших компонентов велосипеда. Существуют три основных вида тормозов:

- на базе тормозного барабана (где торможение начинается тогда, когда вы крутите педали в обратную сторону) часто применяется в простых велосипедах

- ободные тормоза - клещевого типа, типа V-brake или кантиливерные тормоза, зажимающие обод колеса и таким образом снижающие скорость

- дисковый тормоз, где торможение происходит за счет сжатия диска (ротора) закрепленного на втулке колеса, бывают с тросовым приводом или гидравлическим

Вилка.

Бывает двух типов - жесткая и амортизационная. Амортизационная вилка служит для обеспечения комфорта и управляемости в условиях бездорожья. Существует множество типов амортизационных вилок для различных стилей катания.

Система.

Механизм, состоящий из передних звезд и шатунов. Бывают с одной, двумя или тремя звездами.

Шатуны.

Рычаги, обеспечивающие, передачу усилий с педалей, которые приворачиваются к ним.

Педали.

Бывают двух принципиальных типов - обычная платформа, с которыми можно ездить в любой обуви, туклипсы (обычные педали с ремешком для крепления ноги) и контактные, которые требуют специального крепления на велотуфлях. Последние, значительно улучшают скорость и технику педалирования, поскольку вы передаете усилие на вращение системы не только при «нажатии» на педаль, но и при подьеме ног - педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинке.

Цепь.

Цепь обеспечивает передачу усилий с системы на кассеты, постоянно подвержена износу, подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене.

Кассета.

Задний набор звездочек. У горных велосипедов количество зубцов на задних звездах обычно находится в промежутке 11-36. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете, называют "передаточным отношением". На современном велосипеде, количество звезд кассеты составляет от 6 до 11. Большее количество звезд, дает значимый прирост возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать комфортную передачу для любого уклона дороги. Это позволяет заехать на очень крутой склон или набрать очень большую скорость со спуска.

Обод колеса.

От прочности обода, зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 26" (но есть модели и 28",29"), шоссейного или гибрида 28" дюймов (напомним, что 1дюйм = 2.54 см)

Покрышки.

От типа покрышек прямо зависит устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и скорость. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком, называют «слик», с чистым верхом, но боковыми шипами – «полуслик» и, наконец, «с большим протектором», чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор.

Втулки колеса.

Сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение колеса на оси и «держит» спицы. Подвергается большим нагрузкам, поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда. Существует множество видов втулок, которые предназначены для разного типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц.

Спицы.

Очень уязвимый компонент, который помимо нагрузки от велосипедиста, постоянно подвергается ударам на ухабах дороги. Обычно колеса спицуют накрест («в три креста») или радиально («солнышком»). Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 «креста».

Ниппель.

Простой механизм для удержания воздуха в камере. В современном велосипеде, существует - автомобильный или велосипедный (специализированный высокий нипель «френч»).

Седло.

Часть велосипеда, с которой велосипедист соприкасается в течении всей поездки. Правильный и вдумчивый подбор седла для своего стиля катания крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие, а у city bike'ов они очень широкие, подпружиненные, ориентированные на вертикальную посадку. Существует разделение на мужские и женские (женские как правило шире). Материалы: кожа, кожзаменитель, прочие. Гоночные седла подбираются точно по форме и обычно бывают очень жесткими.

Подседельный штырь.

От высоты подседельного штыря прямо зависит посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают: Жесткие - алюминиевые, стальные или карбоновые с креплением для седла и амортизационные (часто используются в city bike'ах). Амортизатор в подседельном штыре смягчает неровности дороги, и повышает комфорт при езде.   Подседельный штырь с амортизатором имеет смысл, если предполагается катание в неспешном темпе. Он не будет лишним для велотуриста, который проводит в седле несколько часов в день. (только жесткость пружины амортизатора должна быть  отрегулирована в соответствии с весом велосипедиста.) Но для спортсмена, гонщика амортизатор в подседельном штыре не нужен, даже вреден - он снизит управляемость велосипеда и отнимет лишние силы во время гонки.

Зажим подседельного штыря.

Подседельный хомут. Зажимает подседельный штырь в раме. Бывают с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели или гоночные велосипеды).


veloservice

rss
Карта