Классификация велосипедов
Типы современных велосипедов
Многие считают, что существует всего три разновидности велосипедов: горный, спортивный (он же шоссейный) и дорожный (он же городской). Но это лишь три основных типа. В последнее время появилось очень много новых типов и подтипов, поэтому и классификация постепенно изменяется. К примеру, раньше гоночным велосипедом назывался исключительно шоссейный, но теперь под гоночным велосипедом вполне может подразумеваться и горный, если он ориентирован на соревнования по кросскантри.
Ниже изложена довольно подробная классификация велосипедов по их типам, которая будет полезна тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствие со своими потребностями.
Ашанбайк
Класс самых дешевых велосипедов, тяжелых конструкций на 2 колесах, продающихся в сетевых супермаркетах. Стоимость от 30 до 150 долларов, представляют из себя табуретки, обязательно с задним амортизатором (или с двумя!), нелепой кричащей раскраской и идиотским названием типа Торнадо, Стингер, Атлант..., которое вызывает смех в кругу велосипедистов. Разваливается после 10 км пробега, то подобие оборудования которое на нем установлено не поддается настройке, вес зачастую превышает 20кг. Тормоза - это отдельная тема, достойная целой главы. Заставить их хоть как-то тормозить невозможно. Назначение - вытягивание денег из целевой аудитории, притягивая не информированных покупателей своей копеечной стоимостью. Я бы порекомендовал даже не смотреть в сторону этой кучи железа. Покупать себе или своему ребенку такой велосипед не только не разумно, но и опасно. Правда покуда есть спрос, будут и говноделы, выпускающие чудо инжинерной мысли позор велосипедной промышленности.
Горный велосипед (MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)
Наиболее распространенный и популярный на сегодняшний день тип велосипедов. В общем случае маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества или вне дорог, по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.
По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации (уже большая редкость), хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесочные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской.
По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, бэккантри, кросскантри, фристайла, дёрта, стрита и обычные горные велосипеды – байки «общего назначения».
Большую часть недорогих и средних по цене MTB составляют «велосипеды общего назначения» (allround MTB), т. е. неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и бездорожью. Это именно то, что нужно большинству просто катающихся по различным дорогам, но не спортсменам и не любителям попрыгать. Чаще всего, хотя и не обязательно, это алюминиевые хардтейлы, обеспечивающие среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки – недорогие, чаще пружинно-эластомерные. Все чаще такие велосипеды оборудованы дисковыми тормозами. Обычно есть возможность установить всевозможное дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее, что ценно для велотуристов. Самые дешевые велосипеды вообще можно рассматривать исключительно, как прогулочные велосипеды, внешне напоминающие MTB.
По мере увеличения стоимости, MTB они начитают обретать ту или иную специализацию.
Ближе всего к обычным горным велосипедам общего назначения – велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов должен помогать спортсмену двигаться максимально быстро по умеренно пересеченной местности, как с горы, так и в гору – соревнования проводятся на кольцевой трассе. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и все реже с алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для агрессивной езды. Рейсинговые байки комплектуются короткоходной блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм, трансмиссией заведомо выше среднего уровня. Сейчас на кросскантрийные велосипеды в большинстве случаев устанавливаются дисковые тормоза. Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не очень часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.
Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH)
представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.
Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог. Кроме того, у некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry) или олмаунтин (all mountain) – еще более облегченная версия велосипедов, по сравнению с фрирайдными, но более прочная, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри байк может быть хардтейлом или двухподвесом.
Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды (сток). Мощная рама очень малой ростовки, мощное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Мощные тормоза, нередко ободные гидравлические. Руль широкий, седла, часто не бывает как такового или оно установлено предельно низко. Спереди обычно всего 1 звезда и рокринг для защиты каретки и звезд. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету, не редкость – вообще всего одна передача. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, байкер-кроссе, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы и лестницы – стрите. Существуют также такие стили катания, как дерт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными.
29"
В последнее время все чаще появляются горные велосипеды с 29-дюймовыми колесами, так называемые твентинайнеры (29er) или бигфуты. Назначение – кросскантри или обычные поездки.Сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами.
Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Колеса 26" (559 мм) или 29" (622 мм с широкой резиной), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором.
Манетки всегда располагаются на руле. В настоящее время горные велосипеды оборудутся 24-27-30 передачами (20 при двух передних звездах), которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами (v-brake), но все чаще – дисковыми тормозами.
Горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. На данный момент это и самый «модный» велосипед.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Хотя, есть и модификации с прямым рулем, но это редкость. Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или композитные материалы. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда – заведомо меньше 10 кг.
Колеса 27'' (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются клинчерные шины высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого – 18-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. Тормоза клещевого типа. На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность: плохо для города. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для велокросса (циклокросса) и триатлона.
Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная или алюминиевая рама, жесткая, а иногда и амортизационная, вилка, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование. Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном», может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде. Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до восьми): например, Shimano Alfine. Городские велосипеды с одной передачей (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей single speed или coaster brake) почти вышли из употребления.
К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытяутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка очень высокая или даже с наклоном назад, опираясь на спинку. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под мотоциклы.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок.
Гибрид (Hybrid)
Все вышеперечисленные вевелосипедов.
Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из алюминиевых труб или карбона в топовых моделях. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. Большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 50-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары все крепежные точки присутствуют.
Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28'', 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло обычно пошире, иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специальным.
Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – прогулочные велосипеды.
Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился.
Туринг (Touring, туристический велосипед)
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие – широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Складной велосипед (Folding bike)
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!
Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20" или 24", есть даже 16"! Недостатки всех складных велосипедов – относительно большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.
Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
Трековый велосипед (Track bicycle)
Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27'', хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Детский велосипед (Kids bike)
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные "аналоги" горных или шоссейных велосипедов.
Другие типы велосипедов
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные, ...
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это 2 колеса.
Резюме
Так какой же велосипед нужен именно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Прежде чем покупать велосипед, подумайте, как вы будете его использовать: ездить ли на работу или на дачу, кататься ли вечером в парке или гонять с крутых гор, а может быть – прыгать по бордюрам и прочая. Пофантазируйте... Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или даже три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует.
Кратко можно было бы ответить на этот вопрос следующим образом. Если вы ищете велосипед для езды с дачи на лесное озеро, то хорошим выбором может стать недорогой горный или гибридный велосипед. Если хотите удобно добираться от дома до работы и обратно – ситибайк, а то и складной велосипед. Если вы регулярно ездите из города на дачу по маршруту с проселочными дорогами – гибрид. Если вы не желаете съезжать с хороших шоссе и любите скорость – шоссейный велосипед. А возможно, под ваш стиль езды больше подойдет двухподвесочный горный, туринг, складной или какой-нибудь другой велосипед.
Главное – определиться в том, где и как вы собираетесь ездить.